Легенда о возникновении шахмат

История шахмат насчитывает не менее полутора тысячи лет, а, возможно, и больше.Изобретённые в Индии в V-VI веке, шахматы быстро распространились по всему земному шару, став неотъемлемой частью человеческой культуры.

Возникновение шахмат

Родиной шахмат считается Индия, в которой не позднее VI века н.э. была известна игра чатуранга — вероятно, прямой предшественник шахмат.В чатурангу, на доске 8×8, играли комплектом фигур, схожих с шахматными, а целью игры было поставить мат королю противника.Некоторые придерживаются теории о том, что шахматы возникли в более ранний период в Китае или Сасанидской Персии, но достоверных подтверждений этому нет.

Первым текстом, в котором определённо упоминается чатуранга, считается исторический роман на Санскрите(древний литературный язык Индии) «Харчашарита», написанный придворным поэтом короля Харши — Баной(середина VII века).В нём Бана использует метафору: «[в правление Харши] только пчёлы соперничали за взятки, только в стихах обрезались стопы и только аштапады [доски для игры] учили позициям чатуранги» (то есть не велось настоящих войн).Составленный на среднеперскидском языке трактат «Чатранг-Намак» («Трактат о шахматах») повествует о том, как шахматы (чатранг) были подарены индийским правителем шахиншаху Хосрову I(531-579),  это предание считается имеющим под собой историческую основу и фиксирующим знакомство персов с чатурангой в правление Хосрова. Арабские источники в целом согласны в том, что шахматы возникли в Индии, откуда стали известны персам, хотя в изложении арабских историков какие-либо исторические детали уже плохо прослеживаются.Целый ряд арабских историков с теми или иными подробностями излагает легенду об изобретателе шахмат, который в награду потребовал от монарха количество зёрен, которое получилось бы, если на каждой следующей клетке шахматной доски зёрна удваивались, и вскоре монарх понял, что такого количества зерна нет на всей планете.Сразу у нескольких авторов создатель шахмат носит имя Сасса или Сисса бен Дахир. Эта легенда встречается Адли, Якуби, Бируни и в более поздних трудах.

О некоторых ходах фигур в чатуранге известно из трактата поэта IX века Рудраты «Кавьяланкара» в котором описаны задачи пройти все поля доски для чатуранги ходом коня, ходом колесницы (ладьи) и ходом слона. Ходы ладьи и коня были идентичны соответствующим современным шахматным фигурам, а слон вероятно перемещался на одно поле по диагонали в любом направлении и на одно поле вперёд. Однако полные правила чатуранги достоверно неизвестны.

Широко известно описание чатуранги для четырёх игроков, сделанное Бируни в его труде об Индии (ок. 1030 г.). Согласно Бируни, на обычной доске 8×8 размещались четыре комплекта фигур, состоявших из короля, слона, коня, ладьи и четырёх пешек. Бросок игральной кости определял, какой фигурой игрок должен делать следующий ход, а за каждую «съеденную» фигуру противника игрок получал определённое количество долей от ставки.Британский исследователь XVIII века Хайрем Кокс предложил гипотезу о том, что именно из этой игры впоследствии развились шахматы, то есть что игра для четырёх игроков была предшественником игры для двух. В серии статей и в работе «История шахмат» (1860) эту гипотезу развил Дункан Форбс.Согласно этой теории, к современному виду шахматы пришли из-за религиозного запрета на игру в кости и в результате переформирования комплектов фигур. Уже Гарольд Мэррей в своей «Истории шахмат» (1913) констатировал, что никакие источники не подтверждают приоритета игры для четырёх участников, а гипотеза Кокса — Форбса, которая ещё и удревняла чатурангу на несколько тысяч лет, зиждется на ошибочных датировках индийских текстов. Сейчас она полностью отброшена историками, хотя рассказ о том, что предшественником шахмат была игра для четырёх игроков, по-прежнему часто встречается в популярной литературе.

Шатрандж 

Вероятно, уже в конце VI века чатуранга стала известна персам под названием «чатранг», которое после завоевания Персии арабами (сер. VII века) видоизменилось как  шатрандж. Из арабской литературы детально известны правила шатранджа: победа достигалась матом, патом или уничтожением всех фигур соперника, а  ключевыми отличиями от современных ходов фигур были ходы ферзя (только на одно поле по диагонали в любом направлении, это была слабейшая фигура) и слона (через одно поле по диагонали в любом направлении) и отсутствие рокировки.Из-за общей медлительности шатранджа игра как правило начиналась с одной из предустановленных позиций.

Бурятско-монгольская версия шатранджа называлась » шатар» или «хиашатар».Позднее, попав к Таджикам, шатрандж получил название «шахмат» ( в переводе «властитель повержен»). 600 год — первое упоминание шатранджа в художественной литературе — персидские рукописи «Карнамук». В 819 году при дворе халифа аль-Манума в Хоросане прошёл турнир трёх сильнейших игроков того времени: Джабира ал-Куфи, Абылджафара Ансари и Зайраба Катая. В 847 году вышла первая шахматная книга, которую написал Аль-Алди.

Шахматы в Юго-Восточной Азиии

Одновременно с продвижением шахматной игры на запад, она распространялась и на восток. Судя по всему, в страны Юго-Восточной Азии попал или вариант чатуранги для двух игроков, либо какой-то из ранних вариантов шатранджа, поскольку в шахматных играх этого региона сохранились их особенности — ходы многих фигур делаются на короткие расстояния, нет характерных для европейских шахмат рокировки и взятия на проходе. Под влиянием культурных особенностей региона и имевших хождение там настольных игр игра заметно изменилась внешне и приобрела новые черты, став основой для китайской игры сянци. От неё, в свою очередь, произошла корейская игра чанги. Обе игры имеют во внешнем виде и механизме уникальные черты, не присущие другим шахматным играм:

*Способ постановки фигур на доску. Фигуры ставятся не на поля, а на «пункты» — точки пересечения линий доски.

*Размер доски. Доска состоит из 9 вертикальных и 10 горизонтальных линий, то есть содержит 90 пунктов.

*Некоторые фигуры имеют ограниченную область действия, то есть могут ходить только в пределах определённой части доски.

*Конь и слон, «прыгающие» в шатрандже, здесь ходят в плоскости доски и не могут прыгать через поля, занятые другими фигурами.

*Добавлена новая фигура «пушка», которая может бить фигуры противника только перепрыгивая при ударе через другую фигуру.

Больше похожи на чатурангу таиландские шахматы  макрук: то же поле 8×8, фигуры стоят на полях, два игрока, ферзь ходит на одно поле по диагонали, несколько изменена начальная позиция (ряд пешек выдвинут на одно поле вперёд, расположение ферзя и короля чёрных и белых несимметрично), ладья ходит как в шатрандже, слон — как в чатуранге.

Появившийся позже японский вариант — Сёги — считается потомком сянци, но имеет свои особенности, наводящие на предположение о родстве с макруком. Доска для сёги проще и больше похожа на европейскую: фигуры ставятся на поля, а не на пересечения, размер доски 9×9 клеток, начальная позиция и ходы некоторых фигур близки к макруку. В сёги изменились правила ходов и появилось превращение фигур, которого в сянци не было, но которое было в макруке. Механизм превращения оригинален — фигура (плоская фишка с нанесённым изображением), достигнув одной из трёх последних горизонталей, просто переворачивается на другую сторону, где изображён знак превращённой фигуры. И наиболее интересная особенность сёги — взятые игроком фигуры соперника могут быть вместо очередного хода выставлены им в любое место доски (с некоторыми ограничениями) как свои. Из-за этого в комплекте сёги все фигуры имеют один цвет, а принадлежность их определяется постановкой — игрок ставит фигуру на доску остриём к противнику.

Проникновение шахмат в Европу

Шахматы стали известны в Европе благодаря контактам с арабским миром на Пиренейском полуострове и Сицилии, в разное время находившихся под арабским владычеством. Г.Мэррей  прослеживает эволюцию арабского слова «шах» в европейских языках: оно было заимствовано в латинский язык в форме scac (scacus) (как обозначение фигуры короля), от которой впоследствии образовались латинские scac(c)i и ludus scacorum («шахматы») и название игры в большинстве романских и германских языков (примечательное исключение — испанское ajedrez и португальское xadrez, восходящие к слову «шатрандж»). Поскольку это слово претерпело в латинском языке и восходящих к нему романских языках те же изменения, что и другие латинские слова с буквосочетанием sca-, Мэррей заключает, что оно попало в латинский язык не позднее IX века. При этом отсутствие упоминаний шахмат в некоторых источниках, таких как «Жизнь Карла Великого франкского» историка Эйнхарда (нач. IX века) или в перечень игр в вокабулярии X века на древнеанглийском языке — это верное свидетельство того, что шахматы были неизвестны на соответствующей территории. Первые упоминания шахматных комплектов в письменных европейских источниках датируются XI веком: это завещания графа Уржеля Эрменгола I (974-1010 год) и графини Эрмезинды Каркассонской. Уже начиная с XII века западноевропейские источники изобилуют упоминаниями игры. Мэррей выделяет в раннеевропейских шахматах две традиции: одну, восходящую к арабизированной Испании и популярную во Франции и, благодаря нормандскому завоеванию, в Англии,  и вторую, сложившуюся в Италии и позднее в Германии и Скандинавии. Для первой традиции было характерно сохранение арабского наследия игры, что выражалось в номенклатуре: фигуру, стоявшую рядом с королём, называли «ферзь», а слон в старофранцузском назывался aufin (прямое заимствование из арабского). В континентальной традиции шахматы уже рассматривались как игра, учащая морали, реконструкция государства в миниатюре, а эти фигуры получили новое название: соответственно, «королева» и «епископ» («мудрец» и др.). Со временем «королева» полностью вытеснила «ферзя», что породило ряд казусов, в частности, вопрос о том, не противоречит ли существующему миропорядку то, что при превращении пешки на доске может появиться новая королева. В разных странах это решалось запретом на превращение, если первая королева ещё остаётся на доске, разным статусом обычной и превращённой королев или переименованием фигуры, например, в «деву» или «женщину».

В 1061 году кардинал-епископ Остии Пётр Дамиани в письме к папе Александру II осуждал флорентийского епископа игравшего в шахматы, поскольку, с его точки зрения, не было разницы между шахматами и азартной игрой в кости. Канонический запрет последней не подвергался сомнению:»Правила святых апостолов» гласили: «Епископ, или пресвитер, или диакон, игре и пьянству преданный, или да престанет, или да будет извержен. Иподиакон, или чтец, или певец, подобное творящий, или да престанет, или да будет отлучен. Так же и миряне.»

Энн Саннекс пишет, что шахматы, в которых фигура, делающая следующий ход, определялась в зависимости от случайного числа, выпадающего на гранях игральных костей, были распространены в Европе в XI—XIV веках. Попытки запретить шахматы в числе других развлечений и азартных игр предпринимались европейскими монархами и духовенством неоднократно. Бернард Клервоский включил запрет в устав ордена тамплиеров (1128 год), епископ Парижа Одон де Сюлли возбранял духовенству «прикасаться к шахматам и иметь их на дому», в XIII веке осуждали шахматы вместе с другими увеселениями и азартными играми король Франции Людвиг IX, король Англии Генрих III и архиепископ Кентерберийский Джон Пэкхэм.  Однако эти попытки не имели успеха, игра в шахматы продолжала оставаться популярным увлечением образованных слоёв. Великий магистр Тевтонского ордена Вернер фон Орзельт отменил запрет в ордене, считая шахматы подобающим занятием для рыцаря. Многие дошедшие до нас трактаты о шахматах созданы в среде духовенства.

Шахматы были популярны у викингов, сыгравших важную роль в распространении их по Европе вплоть до Исландии.  Шахматы часто упоминаются в сагах, так, свод XIII века «Круг Земной» повествует о том, как Кнуд Великий приказал убить ярла Ульфа после ссоры за партией в шахматы.С викингами связан вероятно самый известный шахматный комплект Средневековья — шахматные фигуры обнаруженные в 1831 году на острове Льюис (Внешние Гебридские острова, Шотландия).Точное место и время создания 78 вырезанных из моржового бивня и китового зуба фигур неизвестно, но по наиболее распространённой гипотезе они могли быть вырезаны в Тронхейме во 2-й половине XII века.

В Византийской империи шахматы были известны под названием «затрикион», образованным от среднеперсидского «чатранг» ещё до вытеснения его арабским «шатрандж», что позволяет датировать проникновение шахмат в Византию не позднее IX века.В то же время почти все сведения о шахматах в Византии содержатся в арабских источниках. В частности историк X века аль-Масуди и вслед за ним другие арабские историки упоминают, что в Византии в шахматы играли круглых досках.

Богослов XII века Иоанн Зонара, комментируя 42-е Правило святых апостолов, прямо распространял его на затрикион. После падения Константинополя (1453) византийский затрикион исчезает; в современном греческом языке; в современном греческом языке  игра называется Σκάκι (от латинского scaci).

В русских источниках слово «шахматы» впервые встречается в XIII веке, хотя известны находки кладов с шахматными фигурами, относящиеся к XI—XII векам. Учитывая развитые торговые связи Руси с арабским халифатом и восточное происхождение названий фигур, И.Савенков , Мэррей и И.Линдер , считают вероятным ещё более раннее знакомство восточных славян с шахматами — вероятно, между VIII и X веками. Шатрандж мог прийти на Русь либо прямо из Персии, через Кавказ и Хазарский каганат, либо от среднеазиатских народов, через Хорезм (древний регион в центральной Азиии).

Отсутствие упоминаний шахмат в летописях и других русских источниках раннего средневековья Линдер связывает с унаследованной от Византии традицией осуждения шахмат православной церковью, как азартной игры; поскольку летописи создавались монахами, умолчание было неизбежным. Запреты зафиксированы во многих исходивших от церкви документах. В кормчей книге 1262 года говорилось: «Епископом и клириком всем утешение всех и добродетели бытии подобает и первообразное и раздражение благодеянию; понеже и от сих есть неким уклонятся от доброго, или шахматы или зернию играть или упиваться, повелевает правило престати, или отлучатися таковым, или убо епископом и презвитором и диаконом и поддиаконом же и чтецем и певцем; и аще не простанут, изверзатися; не убо и мирским человекам шахмати и пианстве упражняющееся, отлучатися». В «Святительском поучении новопоставленному священнику», включенному в Новгородскую кормчую книгу (1280), шахматы уравнивались с гаданиями и конскими скачками: «Ни почитай возбраненных книг, или доселе чему научился еси, неведомые словеса, чары и лечьбы, коби или игры, дивы творя басни звягомых, лекы и шахматы имети да ся останеши, ни коньнанго уристания не зри».

Согласно Паисиевскому сборнику (конец XIV — начало XV веков), игра в шахматы влекла извержение из сана для священника или епитимью для дьяка или мирянина: «Аще кто от клирик или калугер, или епископ, или прозвитер, или диакон играет шаматы или леки, да извержеться сана. Аще дьяк или простец да примут епитемью 2 лета 10 хлебе и 10 воде… а поклона на день 200, понеже игра та от беззаконных халдей, жрец бо идольскии тою игрою пророчествовашет о победе ко царю от идол, да то есть прелыценье сатаниыо». Место самых многочисленных находок средневековых шахматных фигур Руси — Великий Новгород, сырая почва которого позволяет сохраняться и небольшим деревянным фигурам, а годичные кольца брёвен,  использовавшихся для мощения улиц, — точно датировать находки. По данным, приводимым Линдером (1964 год), на Неревском раскопе было найдено 58 фигур XII—XV веков из 36 комплектов, принадлежавших людям всех сословий: боярам, духовенству, ремесленникам и холопам.

Ещё в XVI веке шахматы в тех же выражениях клеймили московский метрополит Даниил и «Домострой» прототопа Сильвестра. Канонический запрет был отражён и в решении Стоглавого собора, глава 92 которого «О игрищах еллинского беснования»  гласила: «Святаго вселенского шестого собора правило 50 и 51 запрещает всякое играние. Пятьдесятное убо правило собора сего возбраняет играти всем и причетником, и мирским человеком зернью и шахматы, и тавлеями, и влириями, рекше костьми, и прочими таковыми играми. 51 правило всякое играние возбраняет и отметает и причетникам, и простым людем. Такоже и упивание в пьянство.» Русская православная церковь де-юре не отменяла запрет, но он игнорировался уже во время принятия Стоглава. О повсеместной распространённости шахмат в Русском царстве писали путешественники Павел Одерборн (1581), Джордж Тербервиль (1589). По сообщению Джерома Горсея, царь Иван Грозный умер или был убит (это место в его «Записках о России» до сих пор остаётся предметом интерпретаций) за шахматной доской.

Ценнейшим источником по истории европейских шахмат до XV века считается составленный в 1283 году при короле Альфонсо X манускрипт,  известный как Libro de los juegos( Книга игр, Libro de Ajedrez, Dados y Tablas («Книга шахмат, костей и досок») или трактат Альфонсо Мудрого. Описанные в нём правила шахмат в целом наследуют шатранджу (в нём также повторяются некоторые модификации шатранджа, такие как астрономические шахматы, известные по арабским источникам), но также содержатся несколько нововведений, в частности, ферзь и пешка на первом ходу могут сделать «прыжок» на два поля, а не на одно; для пешки эта возможность сохранилась до настоящего времени. Право на «прыжок» появлялось и у «превращённого» ферзя (при этом превращение допускалось, только если ферзь уже был снят с доски). Примерно в то же время в Северной Италии был создан труд доминиканского монаха Якобуса Цессолеса «Об обычаях людей простых и знатных», в которой «прыжок» первым ходом получают и король (этот ход в будущем разовьётся в рокировку) или даже совместно король и ферзь. Также, по Цессолесу, пат признаётся ничьей, а «голый король» одной из сторон не означает автоматического поражения. Единственной известной средневековой европейской модификацией шахмат с введением дополнительных фигур являются так называемые «Курьерский шахматы». Первое их упоминание встречается в поэме «Вигалуа» Вирнта фон Графенберга ( начало XIII века)), при этом игра уже предполагается известной читателю. Затем курьерские шахматы упоминаются в стихах немецких поэтов XIV века Генриха фон Берингена и Конрада фон Амменхаузена. Подробное описание игры содержится в трактате Густава Селенуса  «Шахматы, или Королевская игра» (1616). На доску размером 12×8 для каждого цвета добавлялись четыре новые фигуры: по одному советнику и лазутчику  и два курьера. Курьер, как современный слон, перемещался по диагонали своего цвета на любое количество полей.

Вот так возникла и распространилась по свету одна из самых популярных в мире игр. Если вы хотите научится этой прекрасной игре, то обязательно заходите в одну из самых крупных шахматных онлайн школ на территории СНГ. Вы можете быстро получить разряд,и научится не только азам шахмат но и стать настоящим профессионалом.

Оставьте ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *